[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Форум о Сем и о Том » ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ - от А до Я » Светофильтры: Какие бывают, для чего нужны и с чем едят.
Светофильтры: Какие бывают, для чего нужны и с чем едят.
ONEДата: Понедельник, 20.10.2014, 18:44 | Сообщение # 1

Генералиссимус
Группа: Администраторы
Город: Рязань
Сообщений: 1370
Награды: 1
Репутация: 7
Статус: Offline
Приветствую вас друзья! Приветствую всех тех, кто посетил нас и решил почитать данный пост.

Сегодня я хотел бы поговорить с вами о фильтрах.
Что это такое, какие бывают, для чего используют и с чем едят.

                           И так, начнем:  фильтры бывают нескольких видов.
1: защитные, самый простой вид фильтров, просто защищают переднюю линзу от царапин, устанавливаются при покупке и не снимаются, так как имеют аналогичную посадочную резьбу для других светофильтров с обратной стороны. По структуре это обычная стекляшка, просто чуть лучшего качества, по сравнению с оконным стеклом. В маркировке обычно используется «protector».

2: ультрафиолетовые, которые часто часто используются как защитные, дополнительно еще и снижают поток ультрафиолетового излучения, которое глаз человека не видит, но прекрасно видит матрица. На финальном изображении УФ и часть поляризованного света приводят к появлению цианистого оттенка в небе и даже могут его сильно пересвечивать. Использование УФ-фильтра часто способно снижать этот эффект, делая небо чуть темнее и чуть синее. Обозначаются обычно как «UV».

3: инфракрасные, наоборот, фильтры очень специфические. В противовес ультрафиолетовым, которые блокируют только ультрафиолетовую часть спектра, наоборот, отфильтровывают весь видимый спектр, а инфра-красный оставляют. Современные цифровые фотоаппараты улавливают его часть, потому могут регистрировать информацию в очень специфических условиях. Так как фильтр закрывает весь видимый спектр, вы даже сфокусироваться не сможете или экспозицию измерить — в видоискателе будет абсолютная темнота. Потому, нужно обязательно использовать штатив (обязательно будете ставить длинную выдержку), ручной режим съемки и  фокусироваться на объекте заранее. Результат применения фильтра очень необычен: деревья получаются по-зимнему белыми, небо черным, а часть объектов глючно меняет свой цвет. Обозначаются фильтры как «IR».

4:  поляризационные, которые бывают двух типов, линейные и круговые — первые не очень эффективно снижают поляризованный свет, невидимый нашему глазу, зато по всему полю фильтра и под любым углом, вторые гораздо эффективней снижают этот поток только под прямым углом к оптической оси, любой из них необходимо вращать перед каждым кадром, контролируя эффект в видоискатель. Вторые куда популярнее первых (естественно, ведь сильнее давят ненужный спектр), отчего первые куда сложнее купить. На деле, эффект применения фильтра выглядит как более контрастная картинка: небо очень синее, тени глубже, а вода практически прозрачная, с минимальным количеством бликов, под таким углом даже наш глаз дно не видит, а в кадре слой воды будет абсолютно прозрачным, в зависимости от ее чистоты, конечно. За счет того, что фильтр фактически состоит из двух колец, он получается очень толстым и на широкоугольных объективах срезает виньетированием углы изображения, отчего многие производители перешли на тонкие поляризационные фильтры (маркировка «slim» и более высокая цена). Маркируются фильтры как «PL» (линейные) и «C-PL» (циркулярные).

5: градиентные, которые тоже бывают двух видов, вращающиеся 50/50, которые имеют затемнение на половину кадра и вращаются, как поляризационные, и обычные, квадратной формы для установки в специальное крепление на объективе. Нужны они для выравнивания экспозиции при съемке пейзажей, чтобы немного затемнить верхнюю часть изображения, а низ, соответственно, экспонировать лучше. Как результат, вы получаете изображение с корректно экспонированным небом (синим с красивыми облаками) и землей или водной гладью (без провалов в тенях, с достаточной детализацией). Неудобны оба вида фильтров: круглые делят кадр вопреки канонам кадрирования, ровно пополам, а квадратные требуют специального адаптера, так что далеки от компактности и оперативности. Как аналог применения фильтра, сейчас часто используют панорамную или HDR склейку.

6: нейтральные, которые бывают одного вида, но различающиеся по плотности. Они все нужны для того, чтобы удлинять экспозицию, не привнося никаких цветовых эффектов. Это простые «темные очки» для объектива, которые затемняют изображение на 1/2 ступени и более. Их эффект обычно указан в маркировке, например, ND2 (на две ступени, т.е. доступна выдержка в четыре раза длиннее, при прочих равных) или 400x (девять ступеней, с округлением — такие могут устроить закат солнца вручную). Помните, что затемняют тени они больше, чем света, и, в большинстве случаев, если использовать слишком темные, тени получаются провальными. Эффект их применения виден, когда требуется снять, к примеру, портрет при ярком солнце, но с открытой диафрагмой, к тому же, с полнофункциональной вспышкой, либо размытую воду при съемке заката или рассвета, когда над экспозицией довлеет солнце, многие так же снимают водопады в солнечных местах — в общем, все случаи, когда вам требуется принудительно удлинить выдержку или открыть диафрагму, если условия освещения вам этого сделать не позволяют. Обозначаются, как можно понять из сказанного выше, «ND», после чего следует определенная цифра.

7: цветные, которые были актуальны в пленочную эру для работы с черно-белыми и цветными пленками. - я бы сказал, для тех кто еще снимает на пленку, вещь очень интересная, хоть достать их, сейчас довольно не просто.

8: Звездчатые фильтры - В основу принципа работы этих фильтров положены «растровые сетки». Звездчатые фильтры, с помощью специальных вытравленных на их поверхности тонких линий, дополняют любой источник света, попавший в кадр, длинными лучами, похожими на лучи звезд.

9: Смягчающие фильтры (Много подвидов, не стоит заморачиваться - если только будут лишнее средства и время для экспериментов) - фильтры обеспечивают смягчение объекта съемки.
Четкость изображения остается достаточной, и одновременно мелкие детали (морщины, пятна на коже) не бросаются в глаза. Существуют разные вариации Soft-фильтров.
9.1: Warm Soft – дает теплую тональную гамму и уравновешивает контрастные участки. Идеально подходит для съемки нескольких людей, особенно, если их цвет кожи заметно различается.



9.2: Silky soft – уменьшает резкость изображения, эффект подобен взгляду через тонкий шелк. Подходит для фотографирования портретов, живописных пейзажей, цветов.
9.3:Spot – в центральной области выпуклой линзы есть отверстие, дающее резкость в центре кадра, в то время как по краям кадра изображение размывается. Лучший результат достигается при съемке широкоугольной оптикой.


9.4:Soft-spot – мягко размывает края кадра, оставляя центр ясным и четким.


9.5:Sand-spot – поверхность фильтра по краям матовая, напоминает замерзшее стекло. При съемке объект следует располагать по центру.


9.6:Duto – делает фотографию мягкой. Эффективен на больших фокусных расстояниях и открытой диафрагме.
9.7:Foggilizer (туманный) – дает рассеянное изображение. Походит для портретов, а также для съемки утром. Вечером фильтр не сбивает работу автофокуса.


9.8:Diffusion, Diff II (рассеивающий) – создает мягкий эффект естественного размытия. Нежное изображение особенно подходит для женских портретов.

10: Так же еще есть так называемые Светофильтры для вспышек - честно говоря о них знаю мало, а точнее нечего сказать не могу, так как не пользуюсь вспышкой. Но информацией поделюсь с удовольствием:

10.1: Светофильтры для вспышек — с этими все гораздо проще, потому что они бывают только одного вида, цветные. Казалось бы, зачем в наше время они нужны — ведь цвет так просто поправить ползунком баланса белого в конвертере?! Ничего подобного — ведь ползунком вы правите сразу все изображение, а перекрасить его локально может обойтись довольно дорого, в плане затрат времени, так не лучше ли все делать сразу и верно?

Вспышечные светофильтры бывают разными: пластиковыми, из стекла, и даже из желатина (в народе называемые гелевыми, что в корне неверно — кто видел их, подтвердит, что к гелю они имеют уж слишком отдаленное отношение). Суть у них одна — скорректировать цвет вспышки, называемый еще и цветовой температурой.

Для понимания необходимости в этом включаем мозг и обращаемся к шкале цветовой температуры (откройте Lightroom или хотя бы панель настройки монитора — там есть общепринятая шкала Кельвина), можно еще и предустановки баланса белого покрутить, чтобы посмотреть, как что меняется (поэкспериментируйте и поснимайте один объект с одним освещением в JPEG, меняя баланс белого, все поймете). Конвертеры сделали баланс белого и цветовую температуру вообще вещью относительной: кадру, снятому в RAW, вы можете присвоить любой параметр, в пределах кельвиновской шкалы. Неважно, к чему это приводит, но смысл в том, что, к примеру, лампочка накаливания, которой присвоен соответствующий ей параметр баланса белого, будет в кадре белой, а импульс вспышки в том же кадре будет уже синеватым, если то же самое проявить с установкой «день», лампочка станет желтой, а вспышка белой. Но настоящее веселье начинается дальше: при установке «люминесцентная лампа» появится явный оранжевый оттенок у лампочки и красный у вспышки.

Такие вот шатания от синего красному и обратно, принципе, нестрашны, когда вы не страдаете перфекционизмом, и когда источник света в кадре один — вы просто тыкаете серой пипеткой в нейтральное место на кадре, и все становится красивым… но стоит вам увлечься стробистскими тонкостями, как все вокруг меняется. Вспышка по цвету совместима только с дневного светом — все остальное будет у нее вызывать стойкое отторжение. Именно поэтому все хорошие вспышки продаются с каким-то минимальным набором цветных фильтров — нужны они не для световых спецэффектов, а для выравнивания цветовой температуры под имеющиеся источники, чтобы лампочки в кадре не казались глючными — ведь яркость вспышки будет перебивать по яркости любые из них, и корректные цвета будут лишь у объектов, ею освещенных.

Получается, что вспышку мало просто внести в кадр — ее свету надо придать еще и соответствующий оттенок, если вы не хотите ужасной мешанины. Совершенно серьезно, у вас все объекты с одной стороны могут быть белыми, с другой желтыми, и, пытаясь охладить «горячую» сторону, вы сделаете другую еще холодней, поэтому коррекция должна быть локальной, либо светофильтрами, либо масками в конвертере — второе обычно требует на порядок больше времени.

У цветных светофильтров есть два параметра: цвет и плотность. Цвет подбирается под оттенок мешающегося нам в кадре освещения:

красный — под «теплые» люминесцентные лампы и цвет заката
оранжевый — под «теплые» люминесцентные лампы или лампы накаливания, может отчасти заменить отсутствующий желтый или красный
желтый — под лампы накаливания
зеленый — под «холодные» люминесцентные лампы
синий — отчасти заменяет зеленый, для эффекта к нему можно добавить желтый
Не забывайте также о смещении цветов (или цветовом сдвиге) — тогда из одних можно получить другие.

Стоит также помнить и о цветовом контрасте, подчас необходимом в кадре, помимо контраста яркостного, например, темно-синему небу можно противопоставить теплое, в желтоватых или оранжевых тонах лицо. Естественно, это не значит, что на фоне малинового заката лицо обязательно должно быть зеленым.

Однако, вернемся… второй параметр светофильтра — плотность, выражающийся в количестве ступеней яркости, которые он крадет, соответственно, надо будет поднимать яркость вспышки. Маркировка написана на самом фильтре, вроде 1.2 EV и пр. Более плотный фильтр, естественно, добавляет больше цвета в кадр, т.е., применять его следует, в зависимости от того, насколько ярко освещен кадр «чужеродным» цветом. Это как с краской — положишь дополнительный слой, темнее и насыщеннее будет поверхность.

Вот, в общем-то, и все, дальше остается огромное поле для экспериментов.
Надеюсь нечего не упусти.
Пишите, спрашивайте - постараюсь ответить на ваши вопросы, на что не смогу, найду ответ на великих страницах инета)

Да, чуть не забыл выбор не так очевиден - так как на сегодняшний день очень много фирм, которые выпускают светофильтры. Тут нужно взвесить все за и против, поясню: все мы понимаем что фильтры бывают 2х категорий, это бюджетные и топовые.  В чем же отличие -  прежде чем покупать не поленитесь и поищите информацию о заинтересовавшим вас фильтре. Дело вот в чем, дешевый фильтры имеют один нюанс, это потеря контрастности и искажения (тоже не могу сказать что нужно сильно заморачиваться, если у вас дешевая оптика, особой разницы вы не заметите - точнее сказать сложно заметить)
Позже если вам будет интересно, можем поговорить с вами о предпочитаемых фирмах изготовителя, что лучше выбрать и соглашаться ли на компромисс...



Не нужно забывать что: Комбинирование фильтров

Вы можете комбинировать фильтры (процесс, известный как “укладка”), просто навинчивая один светофильтр на другой. Это позволит вам совмещать их эффекты. Например, вы можете использовать поляризационный фильтр для усиления цветовой гаммы, и градиентный нейтральный ND фильтр для коррекции разницы в яркости между небом и землёй. Тем не менее навинченные фильтры могут вызвать некоторые нежелательные побочные эффекты.
Меньше света. Каждый светофильтр, при комбинировании, задерживает часть проходящего через него света. Чтобы компенсировать это, вам надо будет использовать выдержку, диафрагму и более высокое число ISO. При съёмке пейзажей со штатива это будет сделать намного легче, чем фотографируя вручную.
Снижение качества изображения. Секло, используемое для светофильтров, как правило, не столь высокого качества, чем то, которое используется для линз. Так же на фильтрах со временем образуются миницарапины и собираются мельчайшие частички пыли. Чем больше фильтров вы используете, тем это заметнее, что приводит к ухудшению качества конечного изображения.
Виньетирование. Прохождение света через светофильтры приводит к постепенному падению яркости изображения от центра к краям, соответственно больше всего заметно по краям и углам када. Виньетирование может быть исправлено и не является главной проблемой, но вы всегда должны помнить об этом.
Использование фото фильтров, перечисленных выше, это проверенный способ улучшить качество ваших пейзажных фотографий. Они могут быть скомбинированы в таком сочетании, какое подойдёт вам практически в любых условиях. И именно эти три вида светофильтров вам надо освоить в первую очередь.

Чуть ниже я приведу примеры фотографий, показывающие работу
светофильтров- каждого в отдельности: ( Чуть позже...)
 
АлБИДата: Понедельник, 20.10.2014, 23:13 | Сообщение # 2

Генерал-лейтенант
Группа: Администраторы
Город: Владимир
Сообщений: 757
Награды: 10
Репутация: 5
Статус: Offline
Полезная статья
 
Форум » Форум о Сем и о Том » ЦИФРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ - от А до Я » Светофильтры: Какие бывают, для чего нужны и с чем едят.
Страница 1 из 11
Поиск:

ФОРМА ВХОДА
Вы очень поможете развитию консольного движения если зарегистрируйтесь! Регистрация занимает 2 минуты
Навигация
Мини-чат
Обзоры участников
Новости
Новости
Наш опрос
Довольны ли вы доменным именем сайта - "vg-village.ru"?
Всего ответов: 45
Обмен ссылками
Статистика


Все посетители за сегодня

Пожертвовать