Главная » Наши Обзоры » PC

Jurassic Park: Trespasser


Jurassic Park: Trespasser


Жанр: FPS симулятор выживания
Разработчик: DreamWorks Interactive
Издатель: Electronic Arts
Дата выхода: 28 октября 1998 года

А не повторить ли нам эксперимент?
В свое время невиданный успех фантастического фильма "Парк Юрского периода" за режиссерством увлеченного своим делом Стивена Спилберга произвел резонанс не только в киноиндустрии, но и в игровой. Франчайз породил немало игр как для консолей (в основном, аркады, но позже был и динофайтинг(!)), так и для ПК, среди которых есть одна, наделавшая в свое время немало шума и воспринятая многими игроками как шедевр (пусть и неоконченный, но об этом ниже) и прорыв в жанре. Да что там, в жанре, это был прорыв в индустрии!
Как мы знаем, оглушительный успех картины подтолкнул Спилберга к съемкам сиквела. Тем временем, двое бывших сотрудников Looking Glass Technologies геймдизайнеры Шимус Блэкли и Остин Гроссман смекнули, что неплохо бы сопрячь выход на экраны второго фильма с компьютерной игрой - прибыль это обещало весомую. Ну да Бог с ней с прибылью, это не главное, ведь за словом "Trespasser" стоял масштаб происходящего и немало интереснейших идей. Переговорив со Спилбергом еще за два года до выпуска сиквела фильма и получив его согласие на лицензирование и курирование проекта, Бэкли и Гроссман собрали команду и принялись за дело...

Сюжет
Незатейливый. Спустя год после событий фильма "Затерянный мир", главная героиня по имени Энн банально отправляется в тропики на отдых. Разумеется, она уже наслышана о событиях на острове Isla Nublar ("Объект А"), неудачном эксперименте и разрушенном парке с динозаврами. Самолет героини по не зависящим от меня причинам терпит крушение. Очнувшись, Энн обнаруживает себя на берегу необитаемого острова, который к ее ужасу оказывается засекреченным "Объектом Б", на котором горе-генетики выращивали древних монстров. В кратчайшие сроки незадачливой туристке придется найти на острове хоть какое-то средство связи, вызвать кого-нибудь на помощь и убраться отсюда к чертям. А не то отпуск будет безнадежно испорчен.

Глазами туриста
Вокруг красиво (с поправкой на 98-ой год). Первое, на что хочется обратить внимание - отнюдь не тропическая растительность, а тело героини. В других играх от первого лица вы не увидите туловища и ног персонажа, которым играете - фактически приходится играть летающей камерой с растущими из нее руками, держащими оружие. Trespasser - другое дело! К радости мужской части аудитории, взглянув вниз, можно обнаружить грудь Энн, да еще и с татуировкой в форме сердечка.

Татуировка, кстати, выступает не только в роли украшения, но и служит индикатором физического благополучия героини, становясь красной от полученных повреждений.
Ну все, хватит любоваться своими прелестями, пора и честь знать. Топая по острову (а к вожделенному пункту эвакуации придется потопать немало - территория огромная), найдет немало следов человеческого присутствия - тут тебе и заброшенные тренировочные базы, и центр, в котором разводили динозавров, и даже недостроенный монорельс - владелец злачного заведения Джон Хэммонд в свое время вбухал в строительство комплекса немалые бабки и зрелище обещало предстать фееричным, но не судьба. Вид заброшенных построек наводит некоторую тоску и ощущение одиночества, хотя тем интереснее, хочется знать "а что там дальше?". Однако, не это главное. Остров, на котором происходит действие игры, первоначально был задуман разработчиками как целостный и бесшовный - и в помине не должно было быть никакого перехода с уровня на уровень, как и самих уровней. Однако, технические ограничения того времени поумерили пыл разработчиков - пришлось реализовать подгрузку территории, хотя и не бросающуюся в глаза. В итоге игра получилась линейной - вы всегда поймете, куда нужно идти, благо ориентиры на местности присутствуют, хотя к конечной точке можно будет добраться разными путями. Вообще, игроку предоставлена свобода выбора относительно преодоления препятствий - скажем, можно отправиться искать ключ от ворот, а можно накидать кучу ящиков и перелезть через ограду. Никаких лабиринтов, рычагов и думерства. Большая часть острова покрыта лесом. Не сказать, чтобы такая уж буйная, но
густая настолько, насколько это тогда позволял игровой компьютер. Кстати, в Trespasser реализована динамическая прорисовка объектов в зависимости от дальности - далеко находящиеся деревья представляются спрайтами, а при приближении заменяются на 3D-модели, что облегчает жизнь компьютеру. Подобное было реализовано, к примеру, в FarCry несколькими годами позже. Глаз игрока может заметить и присутствие динамического освещения - да-да, тени просчитываются в реальном времени, отчего машина заметно тормозит. А еще посмотрите, какая симпатичная в игре водичка.
Смотря на скриншоты, вы ничего не заметили? Правильно, вы и не должны были. В игре отсутствует HUD. Вообще. Никаких индикаторов патронов - при стрельбе их количество вслух отсчитывает героиня. Игра задумана разработчиками как максимально приближенная к реальности. Чего она придерживается и в аспекте взаимодействия героини с окружающей средой. Много ли вы можете вспомнить игр из девяностых, в которых присутствует "физика"? Нет, не заранее заготовленная анимация взрывов, полетов, падений, а именно та, которая просчитывается в реальном времени и законам реального мира старается соответствовать? Так вот, Trespasser именно такой, уважающий физику. Подойдите к плавающему у берега ошметку самолета и дотроньтесь его - он плавно покачиваясь отплывет в сторону. Толкните груду стоящих друг на друге ящиков - они реалистично рухнут вниз, неуклюже перекатываясь по полу. Выстрелите из пистолета по стоящей на стене коробке - она, прокручиваясь, упадет. Ух, как же это захватывало тринадцать лет назад! Правда, в погоне за реализмом разработчики немножко подзабыли о пулевых отверстиях. Но это мелочи.

Говоря о тщательном отношении разработчиков к телу героини, следует упомянуть вот какую тонкость. Trespasser - не шутер, в котором достаточно навести на предмет/врага курсор и произвести действие/выстрелить, нет. Взаимодействие игрока с суровой реальностью обретает форму непосредственной манипуляции, вы вольны и должны управлять правой рукой героини, которую можете вращать (и в локте, и в кисти), которой вы можете нажимать, брать, толкать, тянуть, держать оружие и стрелять из него.
А так как прицела нет, приходится наводить оружие по целику и мушке. Правда, все манипуляции с непривычки довольно непросто совершать, да и выглядит это порой неуклюже, особенно когда в руке дробовик или автомат, к тому же оружие может быть легко выронено при неосторожном ношении или выбито из руки проворным динозавром. Зато вы можете непосредственно погладить убитого вами хищника и посмотреть, как героиня засовывает пушку за пояс. Естественно, никакой горы стволов как в других шутерах, здесь носить нельзя - максимум, один пистолет за поясом и что-то еще в руке. И не следует считать героиню терминатором, она легко сломает ноги при падениях и не переживет рукопашной с зубастым дейнонихусом, коих по острову бегает целая толпа. Кстати, фанатизм разработчиков в одно время был таков, что они собирались сделать управление сразу двумя (!) живыми руками. Но сроки и бюджет не позволили. А что, вдруг бы и какие-нибудь контроллеры сразу для двух рук выпустили. В девяностые ведь придумали кучу таких девайсов.
Перейдем, наконец, к тому ради чего мы здесь. Видов динозавров здесь не так уж много - помимо проворного киллера дейнонихуса здесь присутствуют гиганты брахиозавры (когда находитесь рядом, то от их топота натурально сотрясается земля!), стегозавр, трицератопс, паразуролоф и гигантский хищник альбертозавр. Немногочисленность видов компенсируется тщательностью проработки - каждый из видов имеет свою модель поведения, скажем, мелкие хищники могут охотиться и защищаться группой, травоядные пасутся стадами, но брахиозавры абсолютно безобидны, в отличие от тупых, но сердитых стегозавров, а альбертозавр бродит в одиночестве. При этом древние твари не подчиняются скриптам, а вольны делать все, что захотят - разработчики ограничили их только территорией обитания, а каждый из динозавриков думает собственной головой. Они жрут и убивают друг друга, при этом предпочитая драки между собой обнаружившей себя Энн, ибо голод для них все-таки важнее, ведь динозавры - в первую очередь животные с инстинктами, а не монстры-убийцы. Так, например, мне удалось натравить хищника на стегозавра и посмотреть их драку, которая закончилась не в мою пользу, пришлось делать ноги. Надо сказать, что двигаясь к цели, игроку не получится пройти территорию в лоб, убивая всех направо и налево, что вообще-то и не нужно. Дефицит патронов заставит героиню прятаться, выманивать и отвлекать динозавров друг на друга, а уж если смерть будет рядом, то возможно использовать все, что попадется под руку - палки, камни, куски арматуры, кое-где можно даже сбросить динозавру на голову внедорожник. Порой о приближении динозавра приходится догадываться только по звукам - твари умны и умеют подкрадываться сзади. Отдельное спасибо разработчикам за брызгающие фонтанчики крови и инверсную анимацию в реальном времени, дейнонихусы прыгают и кромсают когтями довольно натурально.

Техническая сторона вопроса
Для тех кого игры интересуют с технической стороны зрения, Trespasser покажется весьма интересным. Вдобавок к вышенаписанным особенностям, скажу, что это одна из первых игр, где использованы bump-mapping (технология для создания видимости рельефной поверхности) и specular highlight (освещение с отражением). Общая грубость моделей и размытость текстур не позволяет оценить их преимущества в полной мере, однако же, чешуйчатая шкура динозавров именно чешуйчата, да к тому же и поблескивает.
К тому же, в игре была реализована специальная технология обработки звука, благодаря которой можно было на лету формировать звук столкновения двух предметов в зависимости от их массы, скорости движения и материала.
И да, чуть не забыл сказать о музыке. Ее нет. Ну откуда, позвольте узнать, музыка посреди необитаемого острова. Только живой эмбиент из щебетания птиц, шума деревьев и рычания динозавров.
Одной из неприятных особенностей игры является то, что к разработке ее приступили уже после появления первых 3D-ускорителей, в частности 3dfx Voodoo, из-за чего вся тяжесть обработки графических эффектов ложилась на ЦП, который уже был занят рендерингом сцены и физикой... Тормоза на среднестатистической домашней машине тех лет (P-200 MHz, 32 Mb RAM) были огромные - не больше 12-15 FPS, а при столкновении с динозавром вообще беда, из-за чего многие игроки были разочарованы геймплеем.

В итоге
А в итоге имеем невероятно прогрессивную для своего времени игру, которая впечатлила многих игроков и которую не каждый мог себе позволить вследствие технических заморочек. В общем, амбициозный проект, который осилить до конца не смогли даже сами разработчики - из-за финансовых и технических проблем игра так и не вышла одновременно со вторым "юрским парком" и появилась в продаже лишь спустя полтора года, да еще и со всеми глюками. Но! Максимум реализма, куча инноваций, отход от канонов шутеров - DreamWorks изобрели новый жанр. Это не шутер, это совершенно другая по идеологии и по духу игра, которая умела увлечь.
Все-таки умели раньше делать игры, от которых падала на пол челюсть!
Графика: 8/10
Геймплей: интересный, захватывающий, инновационный
Управление: придется привыкнуть
Звук и музыка: 10/10
Итог: откровение своего времени


Обзор подготовил Slammer, специально для конкурса "Письмо от Натана Дрейка"

Рейтинг: 4.2/10
Счетчики: 4664 | Добавил: Slammer | Теги: Конкурс, обзор, Jurassic Park: Trespasser, FPS, Игра, симулятор выживания
Всего комментариев: 3
3 Toshan94  
Да хороший обзор.Хотел бы я че нибудь такое здесь на сайте сотворить.

2 ezooculteric  
Я бы сказал, что это вообще лучший обзор из представленных тут, на сайте)

1 Тэйлс  
Большой и интересный обзор. Ошибок нету, рассказаны все аспекты игры. Но вроде бы немножко затянуто.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Реклама
Реклама показывается только незарегистрированным пользователям.
ФОРМА ВХОДА
Вы очень поможете развитию консольного движения если зарегистрируйтесь! Регистрация занимает 2 минуты
Навигация
Категории раздела
NES [1]
SNES [3]
N64 [0]
NGC [6]
GBA [6]
NDS [7]
3DS [4]
Wii [11]
SMD [8]
iOS [1]
PS [0]
PS2 [12]
PS3 [6]
PSP [4]
Xbox [3]
Xbox 360 [5]
Dreamcast [1]
PC [26]
Активисты

Nathan_Drake
Обзоров
41

ezooculteric
Обзоров
25

DYDYFEDOP33
Обзоров
7

Тэйлс
Обзоров
6
Обзоры участников
Новости
Новости
Наш опрос
Как вы думаете, какой жанр наиболее актуален для консольных чемпионатов?
Всего ответов: 56
Обмен ссылками